Государственные стандарты второго поколения

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 

Стандарты второго поколения 
Примерные программы по учебным предметам 
ИСКУССТВО. 5-9 классы 

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики. 
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено: 
— на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; 
— на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире; 
— на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире; 
— на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. 
Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия. 
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества. 
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п. 
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов. 
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе: 
• в ценностно-ориентационной сфере: 
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; 
— принятие мультикультурной картины современного мира; 
• в трудовой сфере: 
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; 
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; 
• в познавательной сфере: 
— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. 
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются: 
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; 
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти; 
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; 
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. 

В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться: 

• в познавательной сфере: 
— познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; 
— осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; 
— приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; 
— различать изученные виды пластических искусств; 
— воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств; 
— описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий; 

• в ценностно-ориентационной сфере: 
— формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей; 
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искус-ства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира; 
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства; 
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; 
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; 

• в коммуникативной сфере: 
— ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях; 
— организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства; 

• в эстетической сфере: 
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне; 
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств; 
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; 
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор; 

• в трудовой сфере: 
— применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности. 

Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются: 
возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; 
художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках. 
Примерные программы основного общего образования по изобразительному искусству составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. 
Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5—7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе). 
Искусство 
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и рефлексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования. 
На первый план при изучении предмета «Искусство» выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и развития художественно-образного мышления. 
Особое место отводится изучению отечественного искусства. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников, ближе, понятнее и воспринимается острее. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества. 
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении искусству должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов: 
• развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; 
• гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности; 
• формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства; 
• развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания; 
• формирование творческого отношения к проблемам, подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. 

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе: 
• применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности; 
• активное использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства; 
• умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты; 
• развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства; 
• формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения. 
В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться: 
• в познавательной сфере: 
— представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; 
— наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства; 
— усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства; 
— различать изученные виды и жанры искусств; 
— описывать явления искусства, используя специальную терминологию; 
— классифицировать изученные объекты и явления культуры; 
— структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников; 

• в ценностно-ориентационной сфере: 
— представлять систему общечеловеческих ценностей; 
— осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства; 
— уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; 
• в коммуникативной сфере: 
— формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи; 
— использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства; 
• в эстетической сфере: 
— развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы; 
— воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; 
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор; 
— понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы; 
— определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла; 
— реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале; 

• в трудовой сфере: 
— применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях. 
Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности). 
Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений пластических искусств, просмотры фильмов, театральных спектаклей и т. п.); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий. 
Примерные программы основного общего образования по искусству составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. 
Предмет «Искусство» рекомендуется изучать в 8, 9 классах в объеме не менее 35 часов в каждом классе.